Ямало-Ненецкий автономный округ подготовил инвестиционный инновационный проект развития собственного фармпроизводства, заявили в конце августа представители региона на агропромышленной выставке в Челябинске. Идея основана на использовании эндокринно-ферментного и другого специального сырья — побочного продукта заготовки северного оленя, которое может быть востребовано фармацевтической и пищевой промышленностью.
Разговоры о возможном развитии инновационной фармацевтики на основе природного сырья, получаемого от северных оленей, начались еще в 2010 г. Тогда местная компания «Ямальские олени», крупнейший заготовитель скота, решила наладить безотходное производство, а именно найти полезное применение крови, ее компонентам и иному эндокринно-ферментному сырью, помимо традиционного (мясо, шкура, рога оленя). Тогда же с помощью региональных властей фирма закупила в Китае технологическое оборудование для консервации и начала сотрудничать с ЗАО «ФЕРМЕНТ», запустившим производство препарата Гемолен (сухая кровь северных оленей). Кроме того, в условия партнерства компаний входило и изобретение «Ферментом» технологий забора, переработки и хранения крови, рассказал генеральный директор этой компании Алексей Осинцев.
Спустя три года список разработанных ЗАО «ФЕРМЕНТ» фармпрепаратов существенно расширился: Велкорнин (экстракт из пантов), Пантогематоген Северный, Пантэл (сырье для пищевой промышленности, экстракт из пантов), Дары Арктики (средство для пантовых ванн), Пантокрин Северный. На подходе и новые продукты, которые сейчас проходят регистрацию и лицензирование.
Сейчас «Ямальские олени» готовы наращивать объемы заготавливаемого сырья — например, компания может произвести до 5 т лиофильно высушенной крови, а иного эндокринно-ферментного сырья — до 20–30 т ежегодно. Справиться со всем этим объемом «Ферменту» уже не под силу (в 2012 г. они, к примеру, приобрели всего 6 т крови), и поэтому генеральный директор компании «Ямальские олени» Евгений Мальцев ищет партнеров за рубежом, в основном в Китае, где подобные фармпрепараты пользуются большой популярностью. Поиски затягиваются, поскольку довольно сложно оценить надежность иностранного партнера и серьезность его намерений, объясняет г-н Мальцев. «У нас нет задачи совершить разовую сделку. Мы нацелены на долговременное партнерство, и поэтому выбираем очень тщательно». Также в ближайшее время «Ямальские олени» планируют расширить список производимых полуфабрикатов, добавив к нему вытяжки и экстракты из пантов оленей.
Комментируя решение партнера, Алексей Осинцев уверен: экспорт сырья должен быть не более чем временной мерой: «То, что сейчас „Ямальские олени“ собираются поставлять сырье за границу, — безусловно, оправданный шаг в нынешних условиях. Это сырье обладает уникальными целебными свойствами, однако в России его пока недооценивают. Конечно, чем выбрасывать, лучше продавать. Но мы должны задуматься, к чему нам разбазаривать собственные богатства».
Казалось бы, решение организовать производство конечного продукта непосредственно на месте заготовки сырья было бы наиболее правильным, и такие переговоры уже велись. Руководство компаний «ФЕРМЕНТ» и «Ямальские олени» даже проводило предварительный подсчет затрат на строительство, объем производства и продаж. Конечно, далеко не все в правительстве округа рады столь тесному сотрудничеству с москвичами. Как признался в конфиденциальном разговоре сотрудник Департамента развития агропромышленного комплекса ЯНАО, «ФЕРМЕНТ» ведет себя в регионе как сборщик дани, контактируя не только с «Ямальскими оленями», но и с более мелкими заготовителями оленины. Какие объемы и по какой цене компания забирает у них, сказать никто не может, поэтому местный производитель был бы куда более кстати. Однако власти ЯНАО к проекту пока только присматриваются, хотя в целом настроены положительно, например, на развитие производства и покупку необходимого оборудования регулярно выделяют «Ямальским оленям» значительные субсидии. В Департаменте развития АПК готовится экономическое обоснование и детальный просчет проекта создания регионального фармпроизводства, готовятся разработки новых продуктов, препаратов и биолекарств на инновационной основе.
По словам Евгения Мальцева, многое будет зависеть от того, насколько востребованными будут эти препараты со стороны конечного потребителя. «Мы совместно с руководством „Фермента“ занимаемся реализацией, работа предстоит большая, особенно просветительская. Ведь аптеки тоже с подобными продуктами в массе своей не сталкивались, и нужно потратить много усилий, чтобы убедить их в целесо¬образности проекта». Кроме того, потребуются и солидные рекламные вложения, к которым «Ямальские олени» пока не готовы.
Сейчас совместная продукция ЗАО «ФЕРМЕНТ» и «Ямальских оленей» распространяется в Коми, Краснодарском крае, ЯНАО и Москве. Алексей Осинцев уверен: это только начало пути и уже в самое ближайшее время россияне по достоинству оценят российские инновационные фармацевтические препараты, тем более что стоимость их будет существенно ниже, чем аналогичная продукция, произведенная в Южной Корее, Японии или Китае.